вторник, 08 апреля 2025 в 21:14
Пишет Кимури:URL записивторник, 08 апреля 2025 в 12:32Пишет Эрл Грей:Профессиональный фольклор горняков разнообразен: у каждого добывающего региона свои собственные духи, со своей историей и характером. В фольклоре немецкоязычных стран собирательным образом такого духа был Горный монах.URL записи
По легендам, он действительно был «монахом и при жизни трудился простым рудокопом. Монах мечтал остаться рудокопом навечно и на смертном одре попросил Всевышнего позволения пребывать в недрах до Судного дня, чтобы осуществлять надзор за правильным производством горных работ. И он получил такое право.
читать дальше
Горный монах мог появиться пред рудокопами из стенки горной выработки, держа в руках серебряную рудничную лампу. Когда он был в добром расположении и видел, что рудокопы трудятся усердно, он помогал им нагружать вагонетки, отбивать руду, предупреждал о возможных обвалах. Если же горные работы велись хищнически или без должного усердия, лампа Горного монаха светилась едва ли не адским пламенем, а глаза призрака метали молнии, устрашая нерадивых».
Польские горняки верили в существование Скарбника. Его имя происходит от древнего славянского слова «скарб», означающего «сокровище, имущество», ведь этот дух заботится о подземных богатствах. Скарбник подсказывает забойщикам, где найти богатый пласт, помогает, предостерегает. В темноте он иногда обнаруживает себя шумом – кашляет, словно кто-то поперхнулся угольной пылью. Но жадных он не любит и в одном из преданий говорит шахтеру: «Были и до тебя здесь люди, но при виде золота у них тряслись руки, всякий старался урвать лишний грош. Не соблюдали условия и гибли в пропасти».
История появления Скарбника в шахте аналогична истории Горного монаха. Согласно преданию, обычный горняк, проработав на шахте полвека, попадает в рай. Да вот беда – камни там сияют, как звезды, их яркий свет слепит глаза, ноги, привыкшие к подземным галереям, боятся ступать по тропкам райского сада. Видя это, Бог говорит апостолу Петру: «Выпусти ты его! Видишь, как человек мучается». И Скарбник возвращается в родную шахту.
Шахтеры Донбасса верили в существование Шубина. Считается, что у него был реальный прототип – горнорабочий-газожог, который ползал по выработкам с зажженным факелом. Газожог должен был выжигать метан, который время от времени скапливается в горных выработках. Эта профессия исчезла, только когда для определения наличия газа в выработках горняки привлекли канареек, чутко реагирующих на недостаток кислорода. Погибающая птичка своей смертью предупреждала людей об опасности. А пока люди не приспособили канареек к горному делу, смертельно опасную работу выполнял газожог, поджигая невидимую смерть.
Для выполнения своей опасной работы горнорабочий облачался в овчинный тулуп, вывернутый мехом внутрь, меховую шапку, рукавицы и обильно поливал себя водой. Из-за вывернутой шубы дух и получил свое прозвище.
Чаще всего Шубин предстает в образе старого горняка, кашляющего по-стариковски. Он склонен подшутить над шахтерами, любит в темноте схватить за ногу или захохотать. Обладает огромной силой. Попавшим в завалы шахтерам может помочь выбраться. Но жадных до наживы не любит и наказывает.
Свои горные духи есть и у английских шахтеров: в шахтах и каменоломнях Уэльса обитают духи под общим названием «коблинай». По сути, это знакомые нам гномы. В южных землях Германии это вихтляйн – маленькие длиннобородые человечки ростом меньше локтя. В Богемии их называют хаусшмидтляйн – «маленькие домашние кузнецы», которые стучат своими молоточками, но встреча с ними предвещает смерть или несчастье в шахте. В чешской традиции подобные персонажи известны под именами Коваричек и Клепачек. Во время золотой лихорадки в середине XIX века в Америку приехало много горняков из Европы, а с ними – и легенды о «стуканцах». На новом месте их прозвали «томминокерами». Здесь их считали духами погибших шахтеров, которые остаются в шахте, чтобы оберегать живых коллег.
Наряду с мужскими духами у шахтеров известны и женские. В нашей стране благодаря Бажову большую известность получила Хозяйка Медной горы. Реже упоминается огнёвушка-поскакушка – озорная рыжеволосая девушка с веселыми глазами, в голубом сарафане и с голубым платочком. Один из персонажей уральского фольклора – Девка Азовка. Она обитает там, где есть подземные богатства, и указывает на их местонахождение рудознатцам.
Немецкие горняки утверждают, что в горе живет девушка из Илльбурга. Она умеет превращаться в змею, подобно нашей Хозяйке Медной горы, которая способна оборачиваться ящеркой. Немецкая девушка является шахтерам то в безобразном облике, а то в виде прекрасной фройляйн. Ей подобна Белая женщина в легендах французских горняков и Девушка в Хохбурге из Тирольских Альп.
В Австрии известна Девушка-из-Пустоши – удивительно красивая дама, расчесывающая роскошные золотые волосы. Ее образ связан с залежами золотых руд, а волосы олицетворяют власть над подземным миром.
Среди чилийских шахтеров ходит жуткая история о том, как два друга отправились на поиски медной руды. Один из них недавно женился и взял с собой молодую жену. После долгих поисков друзьям удалось найти богатую медную жилу. Но обретенное богатство застило глаза, и один из друзей из зависти и жадности убивает другого. Осознав ужас своего поступка, он пускается в бега, а молодая вдова клянется отомстить. Девушка ищет его то на одной шахте, то на другой.
Уже давно нет в живых этой девушки, и могила ее неизвестна, однако шахтеры рассказывают, что до сих пор встречают ее призрак. Лола (La Lola), «девочка» – так нежно и сочувственно называют ее шахтеры. Ее призрак обреченно бредет по бесконечным подземным галереям, волоча за собой деревянный гроб. Появление Лолы обычно служит дурным предзнаменованием и предупреждает о бедах на шахте.
Самым известным женским персонажем, небесной покровительницей и защитницей всех горняков, является святая великомученица Барбара (Варвара) Илиопольская. Ее чтут во многих горнодобывающих странах мира – и в Европе, и в обеих Америках, и в Австралии. Святая Варвара почитается Православной, Католической, Коптской, Армянской и Англиканской церквями. В честь нее названо многие десятки географических пунктов и даже астероид. Покровительницей горняков и всех, кто работает над освоением земных недр, Варвара была выбрана, по-видимому, из-за того, что, согласно легенде, спасаясь от преследования, она прошла сквозь скалу.
В средневековых горняцких городах Европы в честь святой Варвары строились храмы. Они становились не только центрами горняцких поселков, которые вырастали в города, но и воплощали своеобразную «вертикаль», соединяя мир горный (подземный) и мир горний (небесный). В интерьерах этих храмов наряду со святыми присутствуют образы горняков.
Есть и в подземных галереях шахтеров небольшие «святилища», где в нишах установлены скульптуры или иконки с изображением святой. Самое известное изображение святой Варвары, знакомое, пожалуй, каждому, находится в Дрезденской картинной галерее – Рафаэль изобразил ее в правой части знаменитой «Сикстинской мадонны». У шахтеров США до сих пор жива молитва: «Спускаясь в темные недра Земли, молю тебя, сладчайшая Барбара, отвести от меня беду, потому что я не тороплюсь предстать перед Богом преждевременно!»
Из книги Владимира Печенкина "Мифы драгоценных камней. От стрел Амура и яблока Адама до живого серебра и кожи Великого Полоза"