Внимание! Очень Спорная Телега!Очень прошу всех добавить, оспорить, обозвать, обидеться, приколоться или согласиться.
Кто у нас родился в 80-е и вырос в 90-е?
ВОЙНЫ НЕ БУДЕТ
Очень рано мы начали ждать большой войны. Мы для нее были готовы в самом сопливом возрасте, мы прекрасно знали, что это такое. Но ее не было.
С шестнадцати до двадцати, это я знала твердо, мы должны были попасть на войну.
Войны не случилось.
Тогда люди начали писать стихи. Не так, как обычно пишут в 16, 18, 19, а несколько по-другому.
____
Как я помню, в начале 90-х у многих было большое горе - мы не могли принять участия ни в одной войне, хотя и доросли до нее. )))
Знаю таких.
Мы имели прекрасное представление о том, что такое мелкая война каждый день. Родители воевали с безработицей, некоторые - с голодухой, дети - с родителями, правительство - само с собой и бандитами, бывшие субьекты СССР - друг с другом, и где тут наша война - было неясно, пока нас это не накрывало с головой. Тем более, когда мы уже выросли, это море более-менее успокоилось, и началось мучительное переходное существование. Что такое окончание школы, института, первая работа - по сравнению с войной?
Мы выросли, и войны не стало.
Мы росли - она была везде, куда бы мы ни пошли. А потом ее не стало. Не то чтобы мы по ней скучали или были, чего там, созданы для нее. Но нам было некуда деть то, что мы уже умели.
Мелкие стычки не считались. Ветеранами детства нас не назовешь - это глупо и пафосно. Но вот чувство растерянности я прекрасно помню.
читать дальшеВоенная песня или марш - вообще вещь целевая. Не надо сравнивать войну и мирную жизнь. Такая "каждый-день-война", к которой мы привыкли - это на самом деле очень мирное существование, оно переполнено эмоциями, теми эмоциями и тем зарядом, который не выдашь в мирных условиях.
Повторяю еще раз; в мирных условиях этот заряд не выдашь. Устроить еще одну войну, слава богам, молодым людям в голову не пришло. Нам очень быстро объяснили, что мы не можем даже проголосовать на выборах, не то что устроить большую драку.
На войне, написав гимн или марш, уже не померишься, чьи песни сильнее. Выигрывает, как правило, народное ) оно даже не меняется. Но в мирное время можно и по-другому.
У нас самая прекрасная и точная квази-военная поэзия, написанная почти исключительно дамами, и серьезными дамами (или теми, кто родился женщиной, но на самом деле - другого пола ). Многие авторы стихов и фэнтези - ролевики.
Из поэтов подобного стиля - "война, на которой мы не были" - в голову приходят разве что Сусоров и Медведев. Вообще ролевая литература, хорошее фэнтези и вот такая - литература бомбометания - пишется жутким количеством Жанн д'Арк. И они даже все понимают, имхо, правильно - если бы не мирное время.
Совершенно не относящиеся к ролевой среде поэты делают то же самое. Даже гипер-женственная Веро4ка вкладывает в любовные стихи такой аццкий посыл, что военные песни о родине просто отдыхают и курят, и при случае яростно доказывает, что у нее _тоже_ есть неприятности, что она тоже хлебнула лиха и нюхала порох. Та же история с Изюбрем.
Больше всего верлибра - стиль суровый. И четкой ритмики - идем в ногу. И бешеный драйв - разбейся на мотоцикле, раз его купил. Мотоцикл - он для этого.
Будь у них настоящие бомбы, а не эмоциональный заряд, они бы пошли в атаку, как при Аустерлице (один из любимых сюжетов моего знакомого поэта и хорошего игрока - расстрел). Любимые истории многих поэтов - о героической безнадежной гибели. "Разбомбили город, и мама давно мертва". Ребенок в детском саду, близко знакомый с кошмарами, тоже прекрасно знаком с войной - "чашки нападают не меньше чем ротой" (с) Шутник. Мы не спасемся.
Многие авторы (Екатерина Перченкова) прекрасно обходятся без этого, и заряд у них другой... но там тоже есть мысль, что "каждому обидчику после смерти дать по морде" (стихотворение про Агату). Ну почему после смерти-то?.. можно ведь было и сразу...
Но шанса дать пощечину тому, кого в мирное время не ударишь - нет.
Судьба слабых (без милости к падшим) - это вообще очень распространенный сюжет. Слабого непременно вдавят в землю гусеницей танка. Хорошо передаются бесконечные споры - мир принадлежит мужчинам! Нет, женщинам! Нет, мне!.. Сюжет о слабом, но подлом существе, обманом выезжающем на спинах тех, кто малость посильнее - это уже отдельный вопрос, но даже это - сюжет военный, о мародерах.
Но войны нет, и мародеров не вешают.
Правил никаких.
Возможно, намеренная чернуха - от попыток создать правила там, где их нет. Но ведь на свете достаточно правил, в том числе и наши собственные. Чернуха не помогает, а правила сами собой не появляются...
Самый точный пример кассетного бомбометания, имхо - Татьяна Луговская. Она как-то так о себе один раз и сказала - "я бью по площадям".
Стихотворение такого стиля - эмоционально точное - это бомба. Каждое стихотворение - бомба. Все это намеренно сурово, а если даже и ненамеренно, то все равно очень сурово ("чтобы верили, что мы это видели")
Вообще достаточно посмотреть последние выпуски "Конца Эпохи", чтобы убедиться в единстве стиля. "Конец Эпохи", кстати, не единственный журнал - маленьких журналов, где публикуются такие стихи, довольно много. И интернет-конкурсов, и страниц на стихире и ли.ру, сборников, и маленьких-маленьких книжек... Стиль уже состоялся, назвать его как-то не выходит, но если видишь такое стихотворение, понимаешь - здесь нет войны.
На бессмысленный вопрос, который человеку, не попавшему на большую войну, задает черт - "Вот отчего ты в танке не сгорел, а?.. " - все-таки есть ответ. "Оттого и не сгорел, что негде было. Но хотя бы написал об этом. Сгинь, что ли".
Не сгинет и не растворится. Посыл бешеный, на нем можно ехать и ехать - не резать вены. Не скандалить с людьми в трамвае. Не идти в ту армию, которая воюет сама с собой и благополучно гниет, потому что - опять-таки - той, большой, войны не будет.
Войны, говорите, не будет? А Чечня будет! Она тоже война! Только на редкость подлая. Вон, люди рассказывают. И романтизированный Афган, случившийся много раньше, и прочая и прочая.
"Что, в мире правда есть столько подлости?" - удивляется поэт, плохо замечая мирное время вокруг. Ведь где-то там - война, а раз только война реальна... И усиливает то, что видит издалека.
Поэт нашел себе прекрасный источник вдохновения. Он уже воюет.
Очень, очень хотелось бы поэту быть боевой единицей.
Боевой единицы из поэта, может быть, и не вышло. А теперь, раскиданный по журналам и авторским сборникам, изданным тиражом по 500 экз., собирается, как головоломка, неплохой портрет поколения. Если вообще можно так выражаться, не впадая в пафос. Наверное, все-таки нельзя, но очень хочется - сильно пишут, убедительно.
Хэппи-энда тут не бывает.
Мне кажется - это не искусство сильных. Это не стихи тех, кто победил в войне - войны не будет.
Это искусство людей, которым удастся воплотиться, состояться, но для которых никогда не будет войны. (Если война, хотя бы где-то, есть - стихи уже другие).
Войны не будет, и в этом вся фишка. А если и будет (это я уже пытаюсь посмотреть с этой точки зрения; там много размышлений о том, "как бы мы вели себя на войне"), то жестокость некоторых из этих людей удивит всех - они заранее уверены в том, что их победили.
Некоторые, наоборот, будут очень добры. Но вопрос, как это проявится.
Выдержать образ вряд ли удастся - образ войны в голове поэта забивает саму войну начисто. Возможно, поэт не заметит войны как факта - если не вспомнит рассказы деда о Великой Отечественной.
Более того, жизнь - такая странная штука, что дерьмом ее не назовешь, но в ней чрезвычайно неудобно и хочется куда-то еще.
У меня при чтении такой книги - хорошей, сильной, но с эмоциональной бомбой внутри - всегда было такое впечатление, что автор попал вместо Великой Отечественной куда-то не туда. СССР победил бы легче и быстрее с этим невыплаканным запасом трагедий буквально в первые дни.
Но мировой войны не будет.
Более того, нам она совершенно не нужна!
Наше 16-19-20-летие уже прошло. Боевой запал несколько угас - илиуже привык выражаться в стихах и на тренировке.
У нас есть армия поэтов, есть локальные драки за веру, национальность, права меньшинств и ориентацию, но нет ополчения, готового защищать свой дом, свои правила, свои дороги.
Неизвестно, что будет с поэтами при таком раскладе.
Возможно, в созданной поэтами реальности им может оказаться нечего защищать. Возможно, это фигня и я проецирую.
Возможно - наоборот, так как все, что тут написано, тоже не с потолка. Люди живут очень по-разному. Мне очень сильно везет на вот такое.
В ЖЖ уже есть.
ya-miranda.livejournal.com/91729.html
(c) Чак Паланик, "Бойцовский клуб"
То, что это про нас - я согласен. Про поэтов - нет. Поэты писали так, что било навылет, во все времена.
Сейчас это заметнее по двум причинам.
1. Доступность информации. Большая часть тех стихов, что мы читаем сейчас, раньше просто могла не дойти до читателя. Сколько из сетевых поэтов издаются? Сколько из их книг можно увидеть на прилавке в обычном книжном?
2. Вторая проистекает из первой. О войне мы действительно слышали с детства, и слышим сейчас. Где-то постоянно идет война; поэтому увязывать с ней метафоры и гиперболы - естественно, это в подсознании.
А "бить под дых" - это и есть прерогатива поэтов. Поскольку пишут обычно на взрыве эмоций.
жаже любовь - только привал, потом опять "мама, залечи мои раны"
Тё, НИЧЕГО не изменилось: если меня в 6 летзаставляли учить "Со семи врагами сражалась рабоче-крестьянская власть", то Нютины подружки учат: "Дзвони Чернобиля, Дзвони Чернобиля"... Намассаракша ей в 7 этот Чернобыль, а в 6 Голодомор имени Вити Прокаженного?!
Так что Ань, три -четыре: Темная ночь, только пули свистят по степи...